Этот вид эксперимента является наиболее пригодным для психолого-педагогических исследований

,.

Непараметрические методы появились в конце Х1Хв., когда Гальтон применил коэффициент ранговой корреляции, а Арбетотт критерий знаков в демографи-ческих исследованиях. В дальнейшем эти методы нашли развитие в работах Спирмена (1904 г.), Колмогорова (1933г.), Смирнова (1935 г.), Уилкоксона (1945 г.) и др.

Непараметрические методы удобны в исследованиях по социологии, педагогике и психологии, так как

не требуют для обработки результатов:

v только числовых данных;

v высоких шкал измерения, достаточно ранговой и даже номинальной;

v больших объёмов выборок;

v нормальности статистических распределений;

v громоздких рутинных расчётов.

Эти методы основаны на понятиях ранга, частоты и сдвига. Пример: ученик в начале и конце года получил отметки по 8 предметам Этот вид эксперимента является наиболее пригодным для психолого-педагогических исследований:

5 6 6 8 9 8 9 8 Получено: "+" - 5,

6 7 7 8 8 9 9 9 "--" - 1, "0"-- 2.

Сдвиги: + + + 0 -- + 0 +

Проранжируем отметки и расставим их (места) ранги:

5 6 6 8 8 8 9 9

ранги: 1 (2+3):2=2,5 (4+5+6):3=5 (7+8):2=7,5

Вычислим частоту каждой отметки в долях (%):

6 7 7 8 8 9 9 9


частоты:1/8=0,125(12,5%) 2/8=0,25(25%) 3/8=0,675(67,5%)

Параметрические методы статистики требуют только предположения непрерывности и нежелательны при многочисленных повторениях данных в небольших выборках.Широко используютсяв психолого-педагогических исследованиях.

КРИТЕРИЙ ЗНАКОВ Z

По критерию знаков Z сначала подсчитывают число испытуемых, у которых результаты снизились, а затем сравнивают его с тем числом, которого можно было ожидать на основе чистой случайности.

Далее определяют разницу между этими двумя числами, чтобы выяснить, насколько она достоверна. При подсчетах результаты о повышении эффективнос-ти, берут со знаком плюс, а о снижении – со знаком минус. Случаи отсутствия разницы не Этот вид эксперимента является наиболее пригодным для психолого-педагогических исследований учитывают.

Расчет ведется по формуле:

где - сумма ²плюсов² или сумма ²минусов²,

- число сдвигов в ту или иную сторону при чистой случайности (один шанс из двух),

0,5 – поправочный коэффициент, который добавляют к , если < или вычитают,

если > .

Пример: вычислим результативность выпол-нения диагностического задания испытуемыми до и после воздействия эксперимента. Пусть испытуемыми были получены следующие баллы:


documentayrddyf.html
documentayrdlin.html
documentayrdssv.html
documentayreadd.html
documentayrehnl.html
Документ Этот вид эксперимента является наиболее пригодным для психолого-педагогических исследований